Закономерность развития систем (и маркетинговых в том числе)

Удивительно, но до того как я стал знакомиться с классической ТРИЗ (теорией решения изобретательских задач, созданной Генрихом Сауловичем Альтшуллером и являющейся самым натуральным интеллектуальным инструментом), я не задумывался о закономерностях развития систем.

trz

Но удивительно не то, что я не задумывался, а то, что в мире в принципе мало кто об этом задумывался до Альтшуллера. Хотя из одного только этого подхода получается столько следствий, что мама дорогая. Может быть мы об этом как-нибудь продолжим говорить, но пока остановимся на закономерностях. Для наглядности сначала процитирую прямого ученика Альтшуллера — Игоря Леонардовича Викентьева:

«Прогрессивными и действующими в течение долгого времени оказываются только те тенденции, которые приближают реальную машину к идеальной».

Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1973 г., с. 82.

«Развитие всех систем идёт в направлении увеличения степени идеальности. Идеальная техническая система — это система, вес, объём и площадь которой стремятся к нулю, хотя её способность выполнять работу при этом не уменьшается.

Иначе говоря, идеальная система — это когда системы нет, а функция её сохраняется и выполняется.

Несмотря на очевидность понятия «идеальная техническая система», существует определённый парадокс: реальные системы становятся всё более крупноразмерными и тяжёлыми.

Увеличиваются размеры и вес самолетов, танкеров, автомобилей и т. д. Парадокс этот объясняется тем, что высвобождённые при совершенствовании системы резервы направляются на увеличение её размеров и, главное, повышение рабочих параметров.

Первые автомобили имели скорость 15-20 км/ч. Если бы эта скорость не увеличивалась, постепенно появились бы автомобили, намного более лёгкие и компактные с той же прочностью и комфортабельностью. Однако каждое  усовершенствование в автомобиле (использование более прочных материалов, повышение К. П. Д. двигателя и т. д.) направлялось на увеличение скорости автомобиля и того, что «обслуживает»  эту скорость (мощная тормозная система, прочный кузов, усиленная амортизация).

Чтобы наглядно увидеть возрастание степени идеальности автомобиля, надо сравнить современный автомобиль со старым рекордным автомобилем, имевшим ту же скорость (на той же дистанции).

Видимый вторичный процесс (рост скорости, мощностей, тоннажа и т. д.) маскирует первичный процесс увеличения степени идеальности технической системы. При решении изобретательских задач необходимо ориентироваться именно на увеличение степени идеальности — это надёжный критерий для корректировки задачи и оценки полученного ответа».

Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., «Советское радио», 1979 г., с. 125-126.

Источник: http://vikent.ru/enc/394/

Если немножко присмотреться, то обнаружим ровно то же в системах контекстной рекламы. Видимый вторичный процесс (обрастание всё большим количеством настроек) маскирует первичный процесс увеличения степени идеальности системы («закинул денег — дернул рычаг — посыпались клиенты»).

Чем больше параметров учится учитывать контекстная реклама (в том числе благодаря связке с аналитическими инструментами) — тем больше настроек у неё появляется. Как только система научилась разделять «мальчиков» и «девочек» — появились настройки, позволяющие повышать/понижать стоимость клика для «мальчиков» или «девочек». Аналогично с распознаванием возраста, браузеров, географии. Сейчас вот наблюдаем появление инструментов вроде «Яндекс.Аудитории».

При этом всё это усложнение проводится в целях разрешения очевидного противоречия: «хочу больше клиентов по меньшей цене». Ну и чтобы «всё делалось само» (как первый принцип ТРИЗ, если можно так его назвать).

И что самое любопытное — последние усилия того же Google Adwords в части автоматизации работы с контекстной рекламой направлены именно на это! Но увеличивает ли это степень идеальности?

Когда я читал материалы Альтшуллера, то автоматически пытался натянуть ТРИЗ на маркетинг. Учитывая то, что ТРИЗ изначально создавался для механических систем и не создавался для бизнес/социальных систем (ну не было в Союзе капитализма, незачем это было делать тогда) — это было сродни попыткам натянуть пресловутую измученную сову на уставший глобус. Но кое что сошлось.

В маркетинге, как мне кажется, всё таки есть идеальная система. Имя этой системе — продающий текст (copy). Потому что продавца нет, но функция продавца выполняется! Это — идеальная машина продаж, проверенная почти что уже одним веком.

Что подводит к мысли: а что завязано на продающий текст, в основе чего он лежит? И ты конечно же не поверишь. Это старый добрый столетний прямой маркетинг. Маркетинг прямого отклика. Где основную скрипку играет инструмент замены тебя как продавца на твою функцию. Потому что ты не можешь быть в 1000 мест одновременно (противоречие), а при помощи инструмента — можешь.

И тут уже можно кой-чего пошаманить с точки зрения ТРИЗ. Хотя повторюсь, это не может быть и не будет прямой натяжкой наработок Генриха Сауловича на окружающую реальность. Однако это как минимум любопытно. А как максимум — позволяет найти некоторые нестандартные ходы и изящные решения.

Потому что мы можем проследить развитие прямого маркетинга (я изучал его историю и развитие последние пять лет). А раз так, то у нас есть на руках некоторая фактура. А значит есть неплохие шансы получить из этого изучения вполне себе результаты. Потому что таким образом становится возможным предсказать развитие современных систем интернет-маркетинга.

Тебе интересно?


Понравилось? Поделись!