Специализация — подарок или проклятие?

Настало время поговорить о специализации. Когда специализация помогает, а когда вредит? Как это распознать? Как это использовать? Что делать, если тебе дали «нерешаемую» задачу? Читай дальше.

maxresdefault
«Ситхи — наша специализация!» — как бы говорит нам Оби Ван (на самом деле он так и говорит в этом фрагменте. Правда его чуть позже опровергают несколько раз. См.видео ниже)

Сегодняшний материал потребовал три дня на осмысление и формулировку. Хотя до этого практически месяц процесс изложения шел почти без перерывов в ежедневном режиме. По-моему это указатель того, что мы подобрались к теме, заставляющей голову работать в той плоскости, в которой она еще не работала. И это хорошо. Потому что за три дня я переосмыслил некоторые свои наблюдения и опыт. И готов поделиться.

Ну что же, давай уже начнем. Как считаешь, степень успеха в решении задач зависит от специализации? Ты вообще веришь в специализацию как таковую? Зачем вообще нужна специализация?

Как только перед тобой встает некая проблема или задача, которую никогда не приходилось решать… что ты сделаешь? Самое естественное для любого человека — тут же начать перебирать все свои знания, навыки и умения в тех областях, отраслях, науках, где он является специалистом. При этом же этот человек сознательно НЕ будет залезать в смежные отрасли, дисциплины и науки, в которых он «плавает». Логично? Вполне логично. Но это приводит нас к ситуации «у меня в руках молоток, значит я ищу в проблеме гвоздь». Так можно наломать дров. Или черепов. Вобщем, совершить что-то неправильное и непоправимое. И раз проблему не удалось решить — её проще окрестить «нерешаемой», возвести в канон и всем рассказывать, что «это у нас такая отраслевая особенность».

Верно ли это? Думается, что нет. Почему? Из-за особенностей работы мозга. Мозг ленив. Для работы мозг забирает на себя больше 60% всей энергии. Думать — крайне энергозатратное поведение. Поэтому что делает хитрый мозг, который сталкивается с непонятной ситуацией? Правильно, он пытается решить ситуацию по-аналогии, по уже известным шаблонам и схемам. То есть если задача находится в плоскости специализации человека, эта задача кажется ему несложной. Ведь он тут же распознает структуру задачи по аналогии с уже решенными ранее задачами. И в этом случае профессиональные, узкоспециализированные знания играют большую роль.

Могу привести пример из своего опыта, когда требовалось сходу дать реалистичный прогноз по трафику из контекстной рекламы с точностью до десятка кликов. Я называл цифру (это было совещание, стартап, стресс, права на ошибку не было) и выдавал позже тот результат, который озвучил. С точностью до нескольких кликов! Чем повергал в изумление заказчиков. Но это — результат глубокого погружения в проект. Для несложных типовых ежедневных задач специализация — спасение. Потому что чисто на физиологическом уровне лихо экономит энергию и даёт мозгу расслабление. В большинстве случаев (принцип Парето опять) это благо. Но что делать для решения «нерешаемых» в рамках специализации задач?

Чтобы найти выход, для начала нужно понять следующее. Как только возникает сложная проблема, человек (даже профессионал в своей области) начинает сам себе навязывать привычные представления о сути и характере задачи. Таким образом он сам ведет себя назад, дальше от решения. Он идет туда, где силён. Убегает в привычную себе область. Что вряд ли приведет к появлению прорыва. Именно поэтому всегда бывают шокированы сообщества специалистов, когда приходит дилетант, смотрит на проблему со стороны и находит решение. Они, казалось бы, бились и бились. Прикладывали все свои профессиональные усилия и опыт. А король то оказался голым!

Примеров таких «дилетантов» на самом деле много. И тебе они знакомы. Как насчет сотрудника патентного бюро, патологического «троешника» Альберта Эйнштейна? Или пивовара Джоуля? Или юриста Хаббла? Как насчет «поповского сына» Ньютона, изучавшего богословие?

Если затрагивать бизнес «на земле», то там обнаружится множество бывших грузчиков, кассиров, менеджеров, полотёров, бухгалтеров… Которые в какой-то момент смотрели на проблему и находили её решение в такой области, в какую матёрые волки капитализма даже не думали заглядывать. Как знать, может быть мы с тобой сейчас делаем то же самое в отношении контекстной рекламы, прикладывая к ней наблюдения из физики, биологии и других дисциплин? Я нутром ощущаю, что где-то рядом прорыв. И он просто ждет, чтобы ему помогли выйти на поверхность. Думается, что форум способен этому помочь. Потому что там волей-неволей соберутся люди с разными специализациями и разным мировоззрением. Поживем — увидим.

Не переключайся. Мы продолжим.


Понравилось? Поделись!