Немного в сторону отойдем от прямого маркетинга и поговорим про системный маркетинг. Хотя и в прямом куда как многое завязано именно на системность.
Лет пять-шесть назад рынок сходил с ума от «системного продвижения». Правда, под этим подразумевалось сочетание SEO и контекстной рекламы. Особо одаренные подмешивали туда баннеры или другую медийку. Но было ли это системностью? Большие сомнения.
Системный маркетинг
У интернет-рекламного агентства или частного маркетолога/рекламиста есть два типа клиентов. Первый тип считает, что ты больше занимаешься технологиями, а не маркетингом. Второй наоборот, считает, что ты «делаешь маркетинг, а не технологии».
Беда в том, что почему-то в головах почти всех клиентов это взаимоисключающие вещи. Мол, если ты «технарь», то не можешь заниматься маркетингом. А если ты маркетолог, то тебе чужды технологии. Обосновывается это сложно. Обычно говорят про то, что если знаешь всё сразу, то ничего не знаешь ни про что вообще.
Утверждение как минимум спорное. Потому что навязанное. Кем, зачем и почему — отдельный большой разговор (участники «Племени» могут на форуме поискать высказывание Бакминстера Фуллера об этом). Однако это утверждение напрямую влияет на подход в решении проблем.
Мы помним, что узконишевому специалисту никогда не будут платить много. Заказчик никогда не может правильно сформулировать свою задачу. Потому что он находится внутри своей системы. А изнутри системы недостатки и проблемы этой системы не видны. Они видны только стороннему наблюдателю. Который понимает, куда и где надо смотреть. А для этого требуется более широкий кругозор, чем у узкого специалиста. На сегодня это проблема западного подхода к образованию, кстати. Состоявшийся в своём поле мастер с каждым годом всё более углубляет понимание своей узенькой делянки. Но стоит сделать шаг в сторону — тут же провал, потеря ориентации, неспособность взглянуть на проблему хотя бы с одного уровня выше.
Поэтому на западном рынке рекламных агентств «единорогами» выступают так называемые «плоские компании». Где сотрудники — универсалы. С точки зрения западного подхода это дикость. Но гик на то и гик, что он понимает принципы, которые позволяют ему быстро разбираться в незнакомых инструментах и эффективно их увязывать с общей маркетинговой стратегией.
То есть системность в таком подходе — это не сочетание маркетинга и технологий (хотя для внешнего наблюдателя это выглядит именно так). Это глубокое понимание того, как маркетинг связывает выбранные технологии образом, которым достигают целей клиента. При этом клиенту понимать это необязательно.
Как достичь этого понимания? Только постижением принципов. Потому что им обучиться тяжелее всего. Инструменты появляются и исчезают. Точно так же как в калейдоскопе меняются новые модные маркетинговые подходы и направления. Но суть остается той же. И зная принципы, можно быстро, буквально на лету, осваивать новое и тут же применять. Я сам так учусь. И тому же стараюсь научить.
Набор инструментов — это не система. Груда кирпичей на участке — это не дом. Нет никакого разумного смысла гнаться за «системным маркетингом», если считать под ним только сочетание технологий и каналов друг с другом. Без внутреннего наполнения это всё лишено смысла.
p.s.
Забыл дописать. У человека с широким кругозором шансы решить нерешаемую до этого задачу выше, чем у узконишевого специалиста. Потому что узконишевый спец отягощен своей инерцией мышления (пресловутое «если в руках молоток — любая проблема гвоздь»), а «универсал» способен искать решение на стыках (зачем прибивать, когда можно приклеить, подвесить, просверлить и т.д.). А учитывая «слепость внутри системы» — решение будет находится всегда вне её. Возможно даже в другой отрасли.