Системный подход к контекстной рекламе с точки зрения… биологии?

У нас было долгое-долгое-долгое введение. И мы потихонечку (быстрее просто не получилось бы) подбираемся к созданию методик и инструментов, которые помогут тебе постоянно выходить из конкуренции в любой рекламе.

Про Брайана Артура мы уже говорили. Он начал ради фана наблюдать экономику (через призму финансовых рынков) и делать свои заметки в тетрадочку. В итоге обнаружил, что в зависимости от взгляда, экономику как систему можно рассматривать сильно по-разному. А раз так, то можно выдвигать принципиально иные гипотезы, что уже подталкивало к созданию принципиально других инструментов для «поисков в темноте», а не «под фонарем». Напомню, у Артура началось всё с вот такой невинной таблички:

old-new

Наблюдения Артура позволили предположить, что экономика — сложная система. Стало быть модели предсказания поведения сложной системы должны быть совершенно иными. Это уже не ньютоновский подход, где если тело движется, то с ним всё в порядке и оно будет продолжать движение, пока что-то не начнет на него воздействовать. В сложной системе постоянно всё на всё воздействует (множественные обратные связи).

А новые модели нам нужны в любом случае, потому иначе извлекать прибыль в сложной системе получается с каждым годом всё хуже. На основе своих наблюдений Брайан Артур изложил любопытную иллюстрацию своего подхода к «новой экономике». Она называется «проблема Эль-Фароля».

Суть проблемы — потенциальному посетителю бара «Эль-Фароль» нужно вычислить наиболее комфортное для себя время посещения бара, при условии, что там будет вечер ирландской музыки (пример основан Артуром на реальном баре), а также при том, что там будет комфортное количество посетителей для этого конкретного посетителя.

В итоге получится, что практически у каждого посетителя будет своя модель и все эти модели будут существовать одновременно. Что и обуславливает сложность наблюдаемой системы. Причем эти гипотезы постоянно развиваются, сталкиваясь с практикой. При изменении среды (количества людей в баре при каждом посещении) какие-то модели отмирают, а какие-то наоборот закрепляются. И да, это эволюция. Тут даже аналогий не надо искать — это она и есть.

Если бы Артур был единственным — можно было бы спокойно плюнуть на его наблюдения. Но он не одинок. Очередной наш герой — Дойн Фармер. Физик. И как Брайан, Дойн тоже стал присматриваться к экономике с других позиций, нежели ньютоновская физика, которая господствовала в экономике до того времени.

Внимание Фармера привлек один любопытный момент. Наблюдая финансовые рынки, Дойн в 1987 году изучил более 100 самых крупных дневных изменений на рынках (напоминает исследование Мандельброта, да?). Но установить связь между этими изменениями и новостями смог только в 40% случаев.

Это привело Дойна к мысли, что рынок действует на основе некоей собственной внутренней динамики (говоря другими словами, изменения возникают из-за внутренних факторов, а не внешних). Фармер долго бился над разгадкой и пришел к выводу, что используя интеллектуальные инструменты, присущие только физике, разгадку он не найдет. То есть физические концепции не объясняли этого поведения. И тогда Дойн, как говорится, стал «мыслить шире коробки». И взял на вооружение концепции биологии. И пасьянс начал сходиться.

Когда я это изучал, то пошевелив от восторга волосами на загривке, набрался наглости и продолжил аналогию Дойна Фармера и Брайана Артура дальше, натянув её на контекстную рекламу (на самом деле можно на любую рекламу, любой маркетинг и любой бизнес это распространить). Получилось вот такое:

biology
Рассмотрение сложных систем «финансовый рынок» и «контекстная реклама» с точки зрения биологии.

Системность? О да. Только с другого угла. Так никто контекстную рекламу не рассматривает обычно.

То есть это наглядное применение интеллектуальных инструментов на практике для построения другой модели, другого взгляда на вроде бы известные системы. Зачем нам это нужно? Это дает нам возможность создать свою методику, свой подход по извлечению прибыли на конкурентном рынке, используя непривычные многим игрокам средства, способы или стратегии.

Это уже не коллекционирование постоянно стухающих фишек (что показал Брайан Артур своим Эль-Фаролем, кстати). Это уже настоящее творчество.

Не переключайся. Мы продолжим.

Лайки и репосты всячески приветствуются.


Понравилось? Поделись!