Предупреждаю сразу. Этой ночью кто-то не сможет уснуть. Этот кто-то будет недовольно ворочаться. Может быть будет потеть холодным потом. Будет ходить на кухню пить воду. Бессмысленно таращиться в свой смартфон. Или перебирать один ночной канал за другим. Возможно выкурит много сигарет. Потому что в голове эхом будут звучать эти вопросы. Да, это риторика. Давай заглянем внутрь.
Чтобы доказать что-то, сначала нужно изложить свою позицию. Моя позиция проста. Сегодня слишком многие «директологи», «таргетологи» и прочие «ололологи» считают себя специалистами по маркетингу. Причем (и это моё субъективное оценочное мнение) далеко необоснованно. Почему так? Следи за ходом моей мысли.
Предположим, что ты хочешь «сделать рекламу» той штуке, которую ты продаешь. Это может быть товар, услуга, информация — это неважно. Какие шаги нужно сделать для этого?
- Создать оффер для этой своей штуки. Оффер, если коротко, это некое предложение, увидев которое твой потенциальный клиент/пациент/покупатель заорет: «Да я буду последним дураком, если сейчас же не куплю это!». И чтобы это сделать, тебе сначала нужно «посчитать математику» своего бизнеса (в состоянии ли это сделать «олололог»?)
- Чтобы «посчитать математику» бизнеса, нужно понять маржу, прибыль, затраты, доход. В особо важных случаях нужно знать LTV (в состоянии ли это понять «олололог»? Ты готов раскрыть ему эти цифры?)
- У тебя никогда в жизни не сойдется математика, если ты не знаешь свою бизнес-модель. Бизнес-модель, если коротко, это то, как ты вообще своим бизнесом собрался зарабатывать деньги. Откуда вообще эти деньги берутся (в состоянии ли это осознать «олололог»?)
- Ты не будешь в состоянии понять бизнес-модель и посчитать математику бизнеса, пока не поймешь стратегию. Стратегия — это как ты (как предприниматель) собираешься достигать своих целей при помощи бизнеса. Потому что целями бывают далеко не только деньги. А бизнес выступает как инструмент их достижения (захочет ли «олололог» вникнуть в твою стратегию и сможешь ли ты его в это посвятить?)
- Поняв стратегию, осознав бизнес-модель и посчитав математику, нужно выкатывать оффер в люди. Для этого потребуется написание продающего текста. Для чего нужен навык копирайтинга. А копирайтинг это ни что иное как продажи на расстоянии. Поэтому чтобы написать продающий текст для оффера, нужно сначала уметь продавать. А чтобы продать на расстоянии, нужно в обязательном порядке отработать возражения, презентовать выгоды, обосновать цену, поджать читателя дедлайном, заставить действовать сейчас при помощи призыва к действию, а также добавить уверенности гарантиями и социальными доказательствами (владеет ли «олололог» навыком копирайтинга? Умеет ли «олололог» продавать на расстоянии?)
- У тебя никогда не получится эффективный продающий текст, если ты не знаешь свою аудиторию. Поэтому получается, что нужно провести анализ этой аудитории. Выделить идеального клиента. И неидеального клиента. Составить их портреты по трем критериям: демографии, географии и психографии. И в продающем тексте пробивать по всем трём, упирая на эмоции (умеет ли «олололог» анализировать аудиторию? Знает ли что такое психография? Умеет ли давить на эмоции? А главное, захочет ли?)
- Чтобы оффер получился действительно атомным, нужно проанализировать маркетинг конкурентов. Обычно это называют созданием УТП (сможет ли «олололог» адекватно проанализировать маркетинг конкурентов, если обосрался на первых трех пунктах этого списка?)
- После того как оффер готов, запакован в продающий текст и размещен на посадочной странице или мини-сайте, нужно подключить и настроить аналитику. А для этого неплохо было бы понимать, какие цели нужно отслеживать и какие цифры учитывать. То есть нужно понять что считать и как считать (понимает ли всё это «олололог»?)
- Только после вышеперечисленных мероприятий можно приступать, собственно, к настройке рекламного инструмента. Но начать нужно будет не с создания аккаунта в рекламной системе, не с генерации креативов и не с кручения-верчения настроек выбранной системы. Начать нужно будет с анализа рекламы конкурентов. Кто они (обычно в интернете ответ на этот вопрос не совпадает с конкурентами в реальности)? Что и как они рекламируют? Ведь одну и ту же штуку можно рекламировать пятью принципиально различными способами — это зависит от бизнес-модели и стратегии? Какие рекламные каналы используют? (потянет ли «олололог» такой добросовестный анализ?)
- Но вот мы всё проанализировали. Настраиваем рекламу. Тут требуются чисто технические действия. Но первый запуск — всегда (!!!) тестовый. Это такая разведка боем. И тут важно не ковыряться, соревнуясь в перфекционизме с коллегами по «олологическому» цеху, а сделать максимально быстрый запуск. Это можно сделать при помощи методологии 80/20 (а «олололог» про неё в курсе? Или он хочет только крутить настройки, таким образом самоуспокаивая себя)
- И только после первого тестового прогона… после первых безвозвратно слитых денег на тестовую рекламу… после беглого анализа результатов и натягивания их на математику бизнеса можно приниматься за полноценную настройку рекламы и её дальнейшее ведение
Если выбежать на улицу и схватить первых 10 «директологов» (ну или других «ололологов»), то окажется, что только 1 из них в состоянии хоть что-то членораздельное сказать по каждому из пунктов (не говоря уже о примерах из собственной практики). Поэтому вряд ли они способны с таким подходом по-настоящему помочь бизнесу. Особенно малому. Всё, на что они способны — драть деньги за «количество ключевых слов и количество объявлений» в ваших рекламных кампаниях. Что является просто лютейшим горячечным бредом с точки зрения здравого смысла и логического подхода к рекламе (что мы и пытались сегодня выяснить при помощи списка выше).
Но что самое страшное… в списке выше 11 пунктов описывают всего лишь первые два уровня «Айсберга». А их там ВОСЕМЬ! И «ололологи» про них вообще не догадываются. А чтобы освоить хотя бы 11 пунктов выше, нужно мыслить как предприниматель (а еще лучше — запороть и потом поднять из руин собственный бизнес).
И отскакивая совсем в сторону — даже добросовестная работа по верхним 11 пунктам требует порядка месяца плотного сотрудничества заказчика с исполнителем. А также нормальных денег (а вот на это уже часто бывают не готовы сами заказчики).
Но по-моему 99% из «ололологов» до сих пор продолжают думать, что их заказчики деньги «берут в тумбочке». Поэтому не заморачиваются пониманием бизнес-процессов заказчиков и просто шарашат по шаблону. Им это просто не надо. Они добровольно заключили себя в тюрьму «непременно нужно настроить 100500 ключевых слов, потому что в БМ так сказали делать!». И похрену, что практика и закон Парето часто показывают, что деньги приносить могут всего 2-3 запроса. С которыми и нужно работать до посинения и пара из задницы, тестируя-тестируя-тестируя объявления (и то при условии, что все 11 пунктов выше были добросовестно освоены!)
Спокойной ночи.