Одношаговое мышление. Стратегический момент


Так случилось, что отечественным предпринимателям в основной своей массе плевать на стратегию. Выражаясь словами Зои Мишуниной «Стратегии сегодня — это никому не нужная фигня».

chess-and-checkers

Встречаясь в «вумных переводных бизнес-книгах» с разделами о стратегии и внутреннем продуктивном состоянии успеха (mindset) предпринимателя, отечественный читатель от малого/среднего бизнеса обычно широко зевает со звуком стона тоски, закатывает глаза и скорее листает дальше в поисках заветных «фишечек».

Кстати, быстро поняв эту особенность, отечественные же авторы стали выдавать на гора кучи так-себе-книг-про-бизнес, наполненных быстротухнущими «фишками» с трижды переклеенными сроками годности (прямо как в некоторых суперминимаркетах). Ведь знание «фишки» наполняет тебя моральным ощущением превосходства (а то как же, прикоснулся к Тайне™ и теперь знаешь СекретЪ Успеха!). А стратегия — это долго, это надо думать, это не потрогаешь уже вечером и не похвастаешь в кабаке или на рыбалке перед пацанами.

Что же там такого со стратегией и одношаговым мышлением? Всё скучно до зевоты. Решение работать без стратегии — это тоже стратегия, как ни странно. Но тут дело обратное. Одношаговое мышление начинается еще до того, как бизнес будет воплощен в реальности, перенесясь из влажных мечт «про мильярды» в суровую действительность бетонных джунглей. И самое яркое выражение одношагового мышления на этапе «предзапуска» — выбор ниши и продукта (товара или услуги — неважно).

Все копируют всех. С детства. Причем с детства же плохое прилипает быстрее и крепче, чем разумное. И в выборе продукта для последующего «делания бизнеса» в 99% случаев выбирается такое, что потом можно продать преимущественно только один раз. И это тиражируется годами. Это стратегия, да. Стратегия — заработать денег, продавая эту штуку. И эта стратегия (осознают они это вообще или нет?) потом тянет за собой ограничивающую бизнес-модель «найти нового клиента — продать — profit».

И эта музыка будет вечной, если своевременно менять батарейки, пока на полученную прибыль можно «покупать» новых покупателей. А потом в нишу заходит крупный сетевой чувак, который убивает спрос «одношаговых» скидками, акциями и низкими ценами с нулевой маржой и даже себе в минус (потом они задирают цены и отбивают всё сполна. Смотри битвы сетевых ритейлеров в США).

Или такой же мелкий одношаговый чувак как и ты в какой-то момент прозревает, запиливает себе бэк-энд и начинает выкупать твоих «новых клиентов», задирая ставки в контекстной рекламе, наращивая медийное давление в вашем регионе, ну и т.д. То есть рано или поздно в ваш поселковый кружок по шашкам приходит шахматист-разрядник (даже не гроссмейстер, нет) и уделывает всех в одну калитку.

Вялое сопротивление при помощи употребления протухших «фишек» усугубляет ситуацию, а паника и вечный спутник малого бизнеса России — всеобщий постоянный хаос и бардак ставят на мечте «про мильярды» жирный такой крест.

У некоторых, конечно, начинает что-то такое всплывать в памяти про главы книжек, которые они зеваючи перелистывали, но уже поздно. Потому что есть уровни «Айсберга», а есть мета-уровень. Он один, но он определяет всё. Там стратегия и mindset. А на уровнях уже тактическая возня.

Или как там говорил Дэн Кеннеди: «дайте мне понаблюдать за человеком в деле, скажите, что он читает, и я предскажу его доход через год с точностью до +/- 1000 долларов». Дэн знал, что говорил. Потому что он встраивает своим ученикам стратегию. А тактик любой наберется у своего окружения сам. Можно выиграть все битвы, но проиграть войну. Банально, как разведение редиса на шести сотках. Но не для одношаговых.


Понравилось? Поделись!