Интеллектуальные инструменты — никто не видит, никто не понимает, но всем нужны


Мне в самом начале этого поста придется напомнить, что еще старый, предыдущий блог GoodContext.ru масса контекстеров называла «непонятным». Да, местами он был полезным. Местами был странным. Но после его удаления очень многие (к моему удивлению) просили его вернуть. Я не понимал, в чем дело. Не понимаю и сейчас. Ведь что там, что здесь продолжаются некие творческие поиски. Не совсем понятно, правда, поиски чего. Осознаю пока лишь одну вещь — этот пост перебьет по странности предыдущий блог со всеми его постами вместе взятыми.

cargo2a
Карго-культ. Об этом чуть ниже

В чем же дело? Дело во взгляде на привычные вроде бы вещи под совершенно иным, немыслимым углом. Давай честно, как рассматривают контекстную рекламу на рынке? Как еще один инструмент. Как элемент медиамикса. Как штуку, в которую засыпаешь деньги и якобы получаешь «целевых клиентов» (что очевидно давно уже не так). Если ты вдруг выбрал себе профессию — оператор рекламного канала «контекстная реклама» (или уже — только канала «Яндекс Директ»), то это сразу же встроило тебе «стеклянный потолок». Равно как и любое другое «операторство» и «ололожество». Это не хорошо и не плохо. Это данность, в которой ты можешь быть невиноват. Но важно понимать вот какую вещь. Помимо обычных инструментов есть интеллектуальные инструменты.

Чтобы начать понимать эту разницу, давай приведу аналогию. Есть тур.операторы, а есть тур.агентства. Есть автоконцерны, а есть дилеры, которые продают то, что придумали автоконцерны. Есть архитекторы, а есть «операторы лопат», копающие фундамент под то, что придумали архитекторы. Есть концепции, а есть инструменты, возникшие из этих концепций для достижения конкретных целей. В конце концов есть стратегия, а есть тактика (понятия, которые так любят путать в маркетинговой литературе как у нас, так и за океаном).

Я тут недавно думал, а где та граница, которая разделяет интеллектуальные инструменты от всех остальных? И границ таких мне на ум пришло две (может быть ты предложишь больше в комментариях):

  • для использования интеллектуальных инструментов тебе не нужно ничего кроме своей головы (ну может быть ручки и бумаги)
  • обычные инструменты всегда являются производными от инструментов интеллектуальных. Потому что создаются специально для более удобного или более элегантного решения целей и задач оператора интеллектуальных инструментов.

Что же такое «интеллектуальный инструмент»? На мой взгляд это концепции, идеи, ментальные модели, которые можно применять к разным областям человеческого знания и практики. Взять тот же принцип Парето. Универсален ли он? Как мы пытались недавно убедиться — да. Взять те законы и принципы, которые были открыты физикой. Или биологией. Или психологией. Зачастую эти законы вполне успешно можно применить в других отраслях знаний. Например, один из самых успешных инвесторов современности — Чарли Мангер — использовал законы и принципы из других наук, чтобы переигрывать раз за разом фондовый рынок.

То есть если ты знаешь принцип, то тебе не нужно глубоко вникать в частности, чтобы предсказать результат. Замечательной иллюстрацией интеллектуальных инструментов является отечественная ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Это как раз набор интеллектуальных инструментов, который позволяет 5-6 классникам решать реальные изобретательские задачи и получать патенты на свои решения. Это очень наглядно еще и потому, что освоив эти инструменты, школьники решают такие задачи, которые не могли решить коллективы взрослых опытных инженеров.

Я недавно провел эксперимент со старшим сыном. Купил книгу «Денис-изобретатель» и читал ему перед сном по кусочку каждой главы. Несмотря на то, что книга предназначена для детей младшего школьного возраста (а сыну только 4 года), уже через пару вечеров сын решал 90% задач, поставленных в книге. Книга, кстати, примечательна еще и тем, что в последней главе даются реальные задачи из реальной практики. И сын, никогда толком не бывавший на настоящем производстве, решал производственные задачи, потому что усвоил алгоритм решения, принципы нахождения решений и снятия противоречий. Теперь это самая популярная книга среди молодых мамаш всего района, благодаря впечатленной супруге (ведь всем мамам хочется иметь умных детей).

Этот эксперимент убедил меня в том, что любого человека можно обучить этому. Было бы желание этого человека. И была бы методика обучения. Оглянись вокруг, чему всех учат в школе и ВУЗе? Сначала тебе прививают необходимые навыки для дальнейшего обучения (умение читать, писать, считать, излагать свои мысли). Затем тебе дают ряд предметов, охватывающих отдельные области знаний. Например «сопромат». Или там «административная деятельность». Или «специальная тактическая подготовка». Мы только что перечислили два принципа обучения, сформулированных Бенджамином Франклином еще в 18 веке. Но знаешь ли ты, какой принцип он сформулировал третьим? И что сейчас не дают в подавляющем количестве учебных заведений? Умение находить пересекающиеся места среди изученных отдельных предметов. Умение находить общее, находить пересечения. Этот принцип развивает восприимчивость к осмысленному использованию интеллектуальных инструментов, то есть тех идей и концепций, которые могут применятся в разных областях знаний.

И давай вернемся к контекстной рекламе (так уж случилось, что для меня она самая наглядная). Ты знаешь хоть одного человека на рынке контекстной рекламы в России, кто бы применял некие иные методы по отношению к ней? Все ищут фишки, не понимая, что фишки — это производные от использования интеллектуальных инструментов при решении конкретных задач. А значит фишки эти не предназначены к клонированию и масштабированию в принципе. И вообще не факт, что сработав у одного, они будут работать в других условиях.

Оператор канала может знать 101 способ работы с этим каналом. Но он же ограничен только ими. Оператору интеллектуального инструмента нет нужды изучать каждый из 101 приема. Потому что он сам может придумать прием, ход, серию ходов, решая поставленную задачу (которую еще нужно суметь правильно поставить, кстати). Он знает принципы, которые лежат в основе инструмента. Он понимает, что породило этот инструмент и зачем. Поэтому он творит. А оператор канала может только выполнять те операции, которыми он ограничен самим каналом. Отсюда вырастает очень много некрасивого и даже вредного (например, формирование ценника за обслуживание рекламного канала «контекстная реклама», исходя из количества ключевых слов в рекламных кампаниях. Это немедленно напоминает какой-то карго-культ, когда люди выполняют действия, смысл которых не понимают, но наполняют действия мистическим собственным смыслом, убеждая в этом и заказчика).

Поэтому если ты оперируешь интеллектуальными инструментами — у тебя просто нет и не может быть потолка. Потому что ты становишься способен решать задачи, с которыми операторы канала не могут справиться. Более того, они эти задачи вообще могут не видеть. А ты, помимо прочего, отвязываешься от обычных инструментов, потому что сможешь создавать свои собственные или заимствовать уже созданные кем-либо для решения подобных задач в прошлом (не веришь? возьми любую деталь или узел современной легковой машины. Историю каждой детали или узла можно проследить на пару-тройку веков назад. Ведь в их основе лежат принципы, идеи и концепции. А воплотилось это в текущем виде именно по причине необходимости решения целей и задач текущего момента).

Получилось сумбурно. Но на то это и творческий поиск. Мы обязательно продолжим.


Понравилось? Поделись!