Философия дзэн и маркетинг

Изучение философии дзэн-буддизма дает много плюсов.

В дзэнском искусстве стрельбы из лука нужно забыть о цели и сконцентрироваться на движениях, необходимых для того, чтобы выпустить стрелу. День за днем и год за годом ты отрабатываешь положение тела, движение руки назад к колчану, плавное извлечение из него стрелы, установку ее на тетиву, правильное дыхание, выпуск стрелы. И все это согласованно. Каждый элемент порождает, поддерживает и дополняет другие элементы. Когда достигаешь совершенства в каждом из элементов, стрела не сможет пройти мимо цели.

И вы не поверите, но такова же и философия скалолазания. Если сосредоточишься на движениях, на самом процессе подъема, дойдешь до вершины. Бизнес — идеальный объект для философии дзэн. В любом занятии человека, практикующего дзэн, намечаешь цель, а потом забываешь о ней и полностью сосредоточиваешься на процессе. Маркетинг тут не исключение. Хороший маркетинговый план сосредоточен на процессах.
И это только одна грань дзэн.

Однажды Миямото Мусаси (автор легендарного трактата “Книга пяти колец” – наставления по фехтованию в стиле дзэн) был в гостях у своего учителя. И увидел сад камней, который устроила жена учителя. Сад представлял собой засыпанную крупным песком квадратную площадку, на которой были расставлены три камня из ближайшего ручья. Миямото назвал сад “ярким и выразительным отображением идеи пространства и равновесия”. На что женщина возразила, что сад не завершен и не будет готов, пока она не сможет “выразить то же чувство при помощи только одного камня”.

Зачем покупать две вещи, если можно заменить их одной? Чем больше ты знаешь, тем меньше тебе нужно. Так возникает разумный минимализм. Авторитеты разных времен от Генри Дэвида Торо и Альберта Энштейна до Стива Джобса говорили: “Упрощай, упрощай!”

При этом форма должна определяться функцией. Дизайн и материалы объекта определяются его назначением. То же можно отнести и к бизнесу, и к маркетингу.

Форма, определяемая функциональностью, обычно минималистична. Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна. Зачастую сложность – верный признак того, что перед продуктом не ставились функциональные задачи.

Лучшие продукты, лучшие идеи, лучшие концепции – многофункциональны, как бы вы ни позиционировали их. Покупайте меньше, создавайте меньше. Делайте это с умом.

Хотите узнать секрет успешных бизнесов? Самые эффективные бизнесы отлично обходятся небольшим ассортиментом товаров и услуг. В продуктах лучших компаний используется на 50% меньше деталей, чем в моделях их конкурентов. Меньшее количество деталей означает более быстрое, простое (и обычно более дешевое) производство. Чем меньше составляющих частей, тем ниже вероятность поломки. Отсюда качество. Лучшим бизнесам требуется меньше людей для контроля качества, и при этом у них меньше брака и отходов.

Теперь взгляните на свой маркетинг. Нет ли в нем лишних частей? Достаточно ли он минималистичен? Не слишком ли он сложен для понимания и работы? Можно ли его упростить, но сделать при этом многофункциональным?

p.s.
Если Ивону Шуинару из компании Patagonia (который вдохновил нас и продолжает это делать) удалось построить бизнес исходя из философии дзэн, почему это не должно получаться у вас? Тем более когда уже есть простая и рабочая система маркетинга для малого бизнеса в стиле “бери и внедряй”.


Понравилось? Поделись!